?

Log in

No account? Create an account
Я опять подумал... - tseytlin
May 28th, 2018
10:07 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Я опять подумал...
Это редко, но случается.

Помните знаменитое стихотворение Маяковского "Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка"? Его нельзя не помнить, так нам его вдолбили в советской школе. Но если не просто повторять вызубренное, а вдуматься в смысл, то обнаруживаются удивительные вещи.

По небу тучи бегают
Дождями сумрак сжат
Под старою телегою
Рабочие лежат.


Вот что здесь сказано? 1929 год, всесоюзная стройка. Гигантский металлургический комбинат возводится рядом с угольным бассейном. Но рабочим, занятым на строительстве, даже бараков не построили. И они ночуют под телегой.

Дальше:
"Темно свинцовоночие,
и дождик толст, как жгут,
сидят в грязи рабочие,
сидят, лучину жгут."


Понимаете? Вот в таких условиях они вынуждены жить и работать. И ни у кого это не вызывает вопросов.

"Свела промозглость корчею -
неважный мокр уют,
сидят впотьмах рабочие,
подмокший хлеб жуют."


То есть котлопункта им тоже не построили. Просто хлеб выдают.

Иулиан Петрович Хренов - это вроде бы партийный начальник на этой стройке и приятель Маяковского, с чьих слов это и написано. С датами его жизни не всё ясно: где указано (1901-1939), а где (1901—1948). Но в любом случае понятно, как он кончил.
Можно предположить, что Новокузнецк строился зэками, как Беломорканал. Но даже если и нет, то что это за картина вырисовывается? И это то, чем они гордятся?

Получается, чтобы понять, что из себя представляла советская власть, не надо было никаких "Архипелаг-гулагов". Достаточно внимательно читать то, что публиковал официоз.

This entry was originally posted at https://tseytlin.dreamwidth.org/207665.html. Please comment there using OpenID.

(28 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:fuguebach
Date:May 28th, 2018 08:49 pm (UTC)
(Link)
А Маяковский и не был официозом. Официозом он стал, заблаговременно самоубившись
[User Picture]
From:tseytlin
Date:May 29th, 2018 04:26 am (UTC)
(Link)
Я же не про Маяковского, а про то, что публиковал официоз. И чем нам предписывалось восхищаться и гордиться.
[User Picture]
From:fuguebach
Date:May 29th, 2018 05:05 am (UTC)
(Link)
Да, мы тоже в детстве этот стих учили, меня еще тогда удивляло почему эта чернуха должна считаться великим подвигом
[User Picture]
From:nantik7
Date:May 28th, 2018 09:17 pm (UTC)
(Link)
Там вообще много интересного, в этом стихотворении. Хочешь - послушай лекцию Алексея Вострикова http://610.ru/audio/
[User Picture]
From:tseytlin
Date:May 29th, 2018 04:27 am (UTC)
(Link)
Вот блин :(
А в напечатанном виде её нигде нет?
[User Picture]
From:poluton
Date:May 28th, 2018 09:25 pm (UTC)
(Link)
Даже не приходило в голову в то время, что рабочим могли бы создать более человеческие условия.

Но так было и до советской власти. Все мы также помним некрасовскую "Железную Дорогу".
[User Picture]
From:tseytlin
Date:May 29th, 2018 04:25 am (UTC)
(Link)
Да, разницы никакой.

Но если "Железную Дорогу" нам преподносили так, чтобы мы ужасались и возмущались (и справедливо!), то здесь то же самое - предмет чести, доблести и геройства.
[User Picture]
From:alon_68
Date:May 29th, 2018 05:52 am (UTC)
(Link)
Имелось в виду, что железную дорогу они делают для бар, а здесь - город-сад для себя. Т.е. сейчас тяжело, ибо по-другому никак, но появилась надежда.
[User Picture]
From:tseytlin
Date:May 29th, 2018 06:18 am (UTC)
(Link)
Ну почему иначе никак?
Можно использовать дармовую силу заключенных, что потом с успехом и делалось.

Да и вообще - плевать на этих рабочих, бабы новых нарожают.
[User Picture]
From:lev_m
Date:May 29th, 2018 04:45 am (UTC)
(Link)
редко, но случается - похоже, входит в привычку.

А я обнаружил, что неточно помню текст (или он изменился за прошедшие годы :)
[User Picture]
From:tseytlin
Date:May 29th, 2018 06:16 am (UTC)
(Link)
Вот только не знаю, хорошая это привычка или нет.

Я тоже оказалось, текст подзабыл - строки в четверостишиях местами поменял.
[User Picture]
From:shi_ra
Date:May 29th, 2018 05:58 am (UTC)
(Link)
Потому что думать о создании нормальных условий работы и жизни считалось мещанством. Все должны были в едином порыве преодолевать трудности ради светлого будущего.
[User Picture]
From:tseytlin
Date:May 29th, 2018 06:19 am (UTC)
(Link)
Ага, это как с туалетами на железнодорожных станциях. Я когда-то об этом писал.
Мы типа духовные, мы выше этого.
[User Picture]
From:zinaida_s
Date:May 29th, 2018 06:42 am (UTC)
(Link)
И только я это стихотворение впервые вижу почему-то.
[User Picture]
From:tseytlin
Date:May 29th, 2018 05:06 pm (UTC)
(Link)
Ого...

Это, пожалуй, самый неожиданный комментарий к этому посту
[User Picture]
From:zinaida_s
Date:May 29th, 2018 05:11 pm (UTC)
(Link)
Мне тоже странно, потому я и написала. Все говорят, в школе проходили. Я вроде в школе нормально училась, полно стихов с тех пор наизусть помню, в том числе совершенно мне не нужных. А это - как не было.
[User Picture]
From:anna_bpguide
Date:May 29th, 2018 07:56 am (UTC)
(Link)
Видимо, имелось в виду, что такая-такая тяжелая жизнь, что только не жалея себя можно хоть что-то сделать. Как это соотносилось с фактом существования этого стихотворения, поэта Маяковского, ночующего не под телегой, типографии, в которой рабочие,- тоже не сырой хлеб, видимо, евшие, этот стих набирали... - никак не соотносилось. Рационально мышление коммунизмом не предусматривалось.
[User Picture]
From:tseytlin
Date:May 29th, 2018 05:07 pm (UTC)
(Link)
Так рациональное мышление, вообще, не совместимо с коммунизмом.

Если хоть немного подумать, то сразу становится понятно, к чему может привести эта идеология.
[User Picture]
From:edik_m
Date:May 29th, 2018 08:45 am (UTC)
(Link)
Вспомни Павку Корчагина, как они там узкоколейку строили :)
[User Picture]
From:tseytlin
Date:May 29th, 2018 05:15 pm (UTC)
(Link)
Ну там можно найти хоть какое-то оправдание. Мол, разруха, город загибается от холода, срочно нужны дрова.

Но в 1929 году никакой разрухи не было. Эта стройка века была заранее спланирована и спроектирована. Но всё равно - рабочие в грязи под телегою.

Edited at 2018-05-29 05:15 pm (UTC)
[User Picture]
From:edik_m
Date:May 29th, 2018 05:23 pm (UTC)
(Link)
Спланировали-то спланировали. Но не подумали,что жилье надо заранее строить :)
Чуть позже Катаев написал "Время,вперед". Кстати, название взято из строк Маяковского :)
Там строят Магнитогорский комбинат. Помню, там один жену в роддом повез. То есть, даже роддома построили
[User Picture]
From:oita
Date:May 29th, 2018 08:47 am (UTC)
(Link)
Интересное имя какое у Иулиана (Джулиана, Хулиана) Хренова. Точно был партийный приятель с таким именем?
[User Picture]
From:tseytlin
Date:May 29th, 2018 05:17 pm (UTC)
(Link)
Был, был Иулиан хренов. Нормальное русское церковное имя, хоть и редкое.
Маяковский же сам там не было, всё со слов Хренова...
[User Picture]
From:winniepooh_i_k
Date:May 29th, 2018 08:54 am (UTC)
(Link)
Да, вообще можно было не читать.
Мои бабушка и дедушка в 1934 окончили Гидромелиоративный институт и дедушка, как отличник и звезда курса, получил почётное распределение - прорабом на строительство канала им. Москвы, участка Икша-Дмитров с Икшинским шлюзом и Икшинским водохранилищем; бабушку, поскольку жена, распределили тоже туда, на какую должность, не помню. Там в марте 1935 родился мой дядюшка и бабушкина сестра поехала их навестить. Её рассказ я слышала в пересказе более молодых родственников, но впечатляет. Из бабушки, кстати, ничего о тех годах было не вытянуть. В восьмидесятые годы мы несколько лет подряд жили летом и в зимние каникулы в том районе, шлюзы облазили, по водохранилищу на лыжах ходили - хорошо всё построили зэки под предводительством моего деда.
Моя мама, учившаяся в 1958-1963 в том же институте, но уже переименованном и перемещённом, проходила преддипломную практику на строительстве Северо-Крымского канала. Она, правда, об условиях жизни не рассказывала, но строили тоже зэки и я, предполагаю, никто о них не заботился, там с безопасностью труда было такое, что волосы дыбом встают.
Что показательно, что и в тридцатые, и в шестидесятые сохранялось полное равенство в этих вопросах для всех, работавших на объекте.
[User Picture]
From:tseytlin
Date:May 29th, 2018 06:53 pm (UTC)
(Link)
Да таким примерам несть числа.

Что интересно - непосредственные участники событий не любили об этом рассказывать, как и о войне. А тут - всё написано прямым текстом, не нужно ни рссекречивания архивов, ни самиздата. Надо только прочесть и немножко подумать.
[User Picture]
From:winniepooh_i_k
Date:May 30th, 2018 05:54 am (UTC)
(Link)
Мне совершенно непонятно, как после этого, после того, что бабушка уже рассказывала о жизни в эвакуации в Магнитогорске и свеже-освобождённом Киеве, о послевоенном трудовом законодательстве, при наличии репрессированных родственников эти люди воспитывали меня так, что я рыдала в третьем классе от того, что не в первой тройке принята в пионеры, и в восьмом вступала в комсомол.

Ты знаешь, я буду вторым человеком в этом посте, который первый раз видит это стихотворение. Я думаю, эти вещи переосмысливаются задним числом, потому и не любят рассказывать, хотя как раз воспоминания рабочих Кузнецкстроя даже в сети есть. Но тогда вся страна в едином порыве видела подвиг, и чем более свинское отношение к людям, тем героичнее подвиг.
[User Picture]
From:sari_s
Date:May 29th, 2018 01:40 pm (UTC)
(Link)
Недавно у меня были подобные мысли об украинских стихах, которые мы тоже учили наизусть. И если подумать, там тоже такие описания, что в голове не укладывается.
[User Picture]
From:tseytlin
Date:May 30th, 2018 04:12 am (UTC)
(Link)
Да, в голове не укладывается. А тогда, в детстве, мы читали и не задумывались.
My Website Powered by LiveJournal.com